2020

Круговорот воды в природе

«Есть чудесная водица, без нее нам не прожить, Не умыться, не напиться и здоровыми не быть! Что же это за водица, кто ответит на вопрос?»

Актуальность.

Мир детей – это удивительный мир почемучек. Наши дошколята очень активные и любознательные, они прирожденные исследователи! У них всегда много вопросов, на которые так хочется услышать интересный, исчерпывающий ответ, и подтверждение тому – безмерное любопытство и интерес к воде, ее «волшебным» свойствам. И не удивительно, ведь вода - это одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и  экспериментировать, познавать окружающий мир. Именно вода дает ребенку первую возможность для познания удивительного, необыкновенного, порой необъяснимого мира неживой природы, а знания, добытые самостоятельно всегда являются более интересными, осознанными и прочными. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Участие детей в проекте позволило им самостоятельно выявить свойства воды, узнать, что в ее состав входит кислород, развить познавательную активность и элементарные навыки опытно – экспериментальной деятельности.

Проекта заключается в том, что в основу работы положен прием погружения в проблему, которая решается через непосредственное добывание детьми фактов путем познавательно – исследовательской деятельности.

Цели и задачи проектной деятельности

Объект исследования: вода.

Цель проекта: формирование представлений о свойствах воды.

Задачи проекта:

Образовательные:

- дать представления о значимой роли воды на Земле для всех живых существ (человека, животных, растений);

- выявить свойства воды (льется, принимает свойство сосуда, в который мы ее наливаем, жидкая, но если заморозить, становится твердой, прозрачной, не имеет вкуса);

- познакомить с составом воды (кислород);

- учить детей видеть и выделять проблему эксперимента;

- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

Развивающие:

- развивать наглядно-образное мышление;

-развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость;

-развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к объектам и явлениям не живой природы;

-воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности;

- воспитывать бережное отношение к воде (воду нужно беречь, после того как помыли руки, необходимо закрывать кран).

Предполагаемый результат:

• - расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;

• - развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;

• - формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;

• - воспитать бережное отношение к воде.

1-этоп: Подготовительный этап проекта.

Подбор литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок. Создание  экспериментальной лаборатории в группе.

2-этап: Исследовательский этап проекта.

Проведение опытов, экспериментов, бесед, творческой деятельности, рассматривание иллюстраций, чтение и т.д.

 Беседа: «Что мы знаем о воде».

Цель: Дать представление, что вода может литься, и может брызгаться.  Дать представление о том что вода не имеет запаха ,  принимает любую форму,  не имеет цвета, но можно покрасить.

Опыт №1

«Вода не имеет формы»

Оборудование: Графин с водой, емкости различной формы (стакан, квадратная баночка, узкая баночка, поднос).

Описание опыта: Возьмем 4 емкости разной формы, у нас это стакан, квадратная баночка, узкая баночка, поднос.

Нальем воду в 3 емкости и увидим, что вода приняла форму каждой емкости.

Если воду налить на поднос или на пол, то вода разольется.

Вывод: Вода не имеет форму.

Опыт №2

«Вода – хороший  растворитель»

Оборудование: Графин с водой, 2 стакана, сахар\соль.

Описание опыта: Возьмем графин с водой и нальем воду в стакан, бросим  1 ложку сахара и размешаем. Через 1 минуту мы увидим, что сахар растворился в воде.

Вывод: Вода является хорошим растворителем.

Опыт №3

«Вода не имеет цвета»

Оборудование: Графин с водой, 2 стакана, молоко.

Описание опыта: Возьмем графин с водой , в первый  стакан  нальем воду, а в другой молоко. Мы увидим, что стакан с водой прозрачный, а стакан с молоком белый и не прозрачный.

Вывод: Вода не имеет цвета.

Беседа: «Лед-вода»

Цель: Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формировать действия «превращения».

Опыт №4

 «Переход воды из жидкого состояния в твердое»

Оборудование: Графин с водой, пустая тара.

Описание опыта: Возьмем графин с водой, в  пустую тару нальем воду, затем поставим тару с водой в морозильную камеру, где температура воздуха -8 градусов Цельсий. Через сутки достанем тару с водой, и мы увидим, что вода превратилась в лед.

Вывод: При опускании температуры воздуха до -8 градусов Цельсий вода из жидкого состояния превращается в твердое, т.е. в лед.

Беседа: «Твердое – жидкое»

Цель: Формировать представлений о твердых веществах и жидких. Развивать умения наблюдать, сравнивать различные вещества. Формировать действий превращений.

Беседа: «Испарение»

Цель: Формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об источниках тепла (теплые руки, горячая плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию.

Опыт №5

«Переход воды в газообразное состояние»

Оборудование: Графин с водой, кастрюля, газовая плита.

Описание опыта: Возьмем графин с водой, в  пустую кастрюлю нальем воду, дождемся, когда вода нагреется до 100 градусов Цельсий. Затем, возьмем пустой стакан, поднесем его над кипящей водой и увидим, что при закипании вода превращается в пар, тем самым происходит испарение воды. На стакане начинают появляться капельки воды. 

Вывод: При температуре выше 0 градусов Цельсий происходит испарение воды, вода превращается в газообразное состояние.

Беседа: «Лед – вода – пар»

Цель. Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды.

Опыт №6

«Переход воды из твердого состояния в жидкое и газообразное.»

Оборудование: Сосулька, кастрюля, пустой стакан, газовая плита.

Описание опыта: Возьмем кастрюлю, поставим ее на газовую плиту и положим в нее сосульку. При нагревании кастрюли, сосулька начинает таять, тем самым переходя из твердого состояния в жидкое. Дождемся, когда сосулька полностью расстаит и вода начнет испарятся переходя из жидкого в газообразное состояние.

Вывод: При температуре выше 0 градусов Цельсий вода из твердого состояния переходит в жидкое, а за тем в газообразное.

 

• Рассматривание фотографий воды и детских иллюстрированных энциклопедий, Эксперименты, развлечение «Секреты воды»;

• Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», «Водоёмы»;

• Чтение произведений: Э.Мошковская «Речка»,К. И. Чуковский. «Федорино горе», Б. В. Заходер. «Кит и Кот», М. Д. Перина «Живая вода», Н. Абрамцева «Сказка о тумане», А.Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», Л. Квитко «Корова в тумане», Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды», загадки о воде, песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Ай, лады, лады, лады»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!».

3-этап: Заключительный этап проекта.

«Волшебная капелька – круговорот воды в природе»

Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе, показать свойства воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности.

Результат проекта

Дети:

имеют элементарные представления:

- для поддержания жизни вода нужна всем живым существам (человеку, животным, растениям);

- знают свойства воды (льется, принимает свойство сосуда, в который мы ее наливаем, жидкая, но если заморозить, она станет твердая, прозрачная, не имеет вкуса);

- имеют представления, что в состав воды входит кислород;

- умеют видеть и выделять проблему эксперимента;

- умеют отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

Педагог:

- повышение уровня педагогической компетентности;

- профессиональный рост;

- повышение качества работы с детьми и родителями;

- оснащение познавательно - исследовательской мини лаборатории «Круговорот воды в природе» необходимыми материалами и оборудованием, для проведения опытов по изучению свойств воды.

Этапы реализации проекта

Выявление знаний детей о воде, ее роли в жизни животных, растений, человека, ее свойствах и составе в ходе проведенных бесед, ознакомления с художественной литературой.

Вопросы для диагностирования детей среднего дошкольного возраста

1. Имеют представления о том, что вода для поддержания жизни нужна всем живым существам (человеку, растениям, животным).

2. Имеют представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, может быть теплой и холодной и т.д.).

3. Знают о том, что вода не имеет цвета, запаха, формы.

4. Знают, что вода имеет вес, какие предметы легче, какие тяжелее воды.

5. Имеют представления о том, что в состав воды входит кислород.

6. Знают о том, что краска растворяется в воде.

7. Знают о том, что вода окрашивается.

8. Имеют представление о том, что вода отстаивается.

Заключение

Анализируя  проект, мы пришли к выводу, что данный проект актуален для реализации в группе детей среднего дошкольного возраста.

Этот проект значим для всех его участников: у детей будут сформированы навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширен запас знаний и представлений о свойствах воды и ее составе, об окружающем мире. Между родителями и педагогами будут установлены тесные и продуктивные партнерские взаимоотношения. У родителей воспитанников группы сформирован положительный интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Фисунова К.Н.