-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2020
Круговорот воды в природе

«Есть чудесная водица, без нее нам не прожить, Не умыться, не напиться и здоровыми не быть! Что же это за водица, кто ответит на вопрос?»
Актуальность.
Мир детей – это
удивительный мир почемучек. Наши дошколята очень активные и любознательные, они
прирожденные исследователи! У них всегда много вопросов, на которые так хочется
услышать интересный, исчерпывающий ответ, и подтверждение тому – безмерное любопытство
и интерес к воде, ее «волшебным» свойствам. И не удивительно, ведь вода - это
одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать, познавать окружающий мир.
Именно вода дает ребенку первую возможность для познания удивительного,
необыкновенного, порой необъяснимого мира неживой природы, а знания, добытые
самостоятельно всегда являются более интересными, осознанными и прочными.
3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно
помогать. Участие детей в проекте позволило им самостоятельно выявить свойства
воды, узнать, что в ее состав входит кислород, развить познавательную
активность и элементарные навыки опытно – экспериментальной деятельности.
Проекта
заключается в том, что в основу работы положен прием погружения в проблему,
которая решается через непосредственное добывание детьми фактов путем
познавательно – исследовательской деятельности.
Цели и задачи проектной деятельности
Объект исследования: вода.
Цель проекта: формирование представлений о свойствах
воды.
Задачи проекта:
Образовательные:
- дать
представления о значимой роли воды на Земле для всех живых существ (человека,
животных, растений);
- выявить
свойства воды (льется, принимает свойство сосуда, в который мы ее наливаем,
жидкая, но если заморозить, становится твердой, прозрачной, не имеет вкуса);
- познакомить с
составом воды (кислород);
- учить детей
видеть и выделять проблему эксперимента;
- отбирать
средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Развивающие:
- развивать
наглядно-образное мышление;
-развивать
наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость;
-развивать
личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность.
Воспитывающие:
- воспитывать
интерес к объектам и явлениям не живой природы;
-воспитывать
интерес к познавательно – исследовательской деятельности;
- воспитывать
бережное отношение к воде (воду нужно беречь, после того как помыли руки,
необходимо закрывать кран).
Предполагаемый результат:
• - расширить и углубить знания и представления
ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;
• - развить интерес и познавательные умения через
экспериментальную деятельность;
• - формировать у родителей интерес к проблеме
экологического воспитания своих детей;
• - воспитать бережное отношение к воде.
1-этоп: Подготовительный этап проекта.
Подбор
литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок.
Создание экспериментальной лаборатории в
группе.
2-этап: Исследовательский этап проекта.
Проведение
опытов, экспериментов, бесед, творческой деятельности, рассматривание
иллюстраций, чтение и т.д.
Беседа: «Что мы знаем о воде».
Цель: Дать
представление, что вода может литься, и может брызгаться. Дать представление о том что вода не имеет
запаха , принимает любую форму, не имеет цвета, но можно покрасить.
Опыт
№1
«Вода не имеет
формы»
Оборудование:
Графин с водой, емкости различной формы (стакан, квадратная баночка, узкая
баночка, поднос).
Описание
опыта: Возьмем 4 емкости разной формы, у нас это стакан, квадратная баночка,
узкая баночка, поднос.
Нальем
воду в 3 емкости и увидим, что вода приняла форму каждой емкости.
Если
воду налить на поднос или на пол, то вода разольется.
Вывод:
Вода не имеет форму.
Опыт
№2
«Вода –
хороший растворитель»
Оборудование:
Графин с водой, 2 стакана, сахар\соль.
Описание
опыта: Возьмем графин с водой и нальем воду в стакан, бросим 1 ложку сахара и размешаем. Через 1 минуту мы
увидим, что сахар растворился в воде.
Вывод:
Вода является хорошим растворителем.
Опыт
№3
«Вода не имеет
цвета»
Оборудование:
Графин с водой, 2 стакана, молоко.
Описание
опыта: Возьмем графин с водой , в первый
стакан нальем воду, а в другой
молоко. Мы увидим, что стакан с водой прозрачный, а стакан с молоком белый и не
прозрачный.
Вывод:
Вода не имеет цвета.
Беседа:
«Лед-вода»
Цель:
Развитие
представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете.
Формировать действия «превращения».
Опыт
№4
«Переход воды из жидкого состояния в твердое»
Оборудование:
Графин с водой, пустая тара.
Описание
опыта: Возьмем графин с водой, в пустую
тару нальем воду, затем поставим тару с водой в морозильную камеру, где
температура воздуха -8 градусов Цельсий. Через сутки достанем тару с водой, и
мы увидим, что вода превратилась в лед.
Вывод:
При опускании температуры воздуха до -8 градусов Цельсий вода из жидкого
состояния превращается в твердое, т.е. в лед.
Беседа:
«Твердое – жидкое»
Цель:
Формировать
представлений о твердых веществах и жидких. Развивать умения наблюдать,
сравнивать различные вещества. Формировать действий превращений.
Беседа:
«Испарение»
Цель:
Формирование
представлений об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании.
Формирование целостного представления об источниках тепла (теплые руки, горячая
плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию.
Опыт
№5
«Переход
воды в газообразное состояние»
Оборудование:
Графин с водой, кастрюля, газовая плита.
Описание
опыта: Возьмем графин с водой, в пустую
кастрюлю нальем воду, дождемся, когда вода нагреется до 100 градусов Цельсий.
Затем, возьмем пустой стакан, поднесем его над кипящей водой и увидим, что при
закипании вода превращается в пар, тем самым происходит испарение воды. На
стакане начинают появляться капельки воды.
Вывод:
При температуре выше 0 градусов Цельсий происходит испарение воды, вода
превращается в газообразное состояние.
Беседа:
«Лед – вода – пар»
Цель. Формирование
представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о
сериационном изменении воды.
Опыт
№6
«Переход
воды из твердого состояния в жидкое и газообразное.»
Оборудование:
Сосулька, кастрюля, пустой стакан, газовая плита.
Описание
опыта: Возьмем кастрюлю, поставим ее на газовую плиту и положим в нее сосульку.
При нагревании кастрюли, сосулька начинает таять, тем самым переходя из
твердого состояния в жидкое. Дождемся, когда сосулька полностью расстаит и вода
начнет испарятся переходя из жидкого в газообразное состояние.
Вывод:
При температуре выше 0 градусов Цельсий вода из твердого состояния переходит в
жидкое, а за тем в газообразное.
• Рассматривание фотографий воды и детских
иллюстрированных энциклопедий, Эксперименты, развлечение «Секреты воды»;
• Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для
чего нужна вода», «Водоёмы»;
• Чтение произведений: Э.Мошковская «Речка»,К. И.
Чуковский. «Федорино горе», Б. В. Заходер. «Кит и Кот», М. Д. Перина «Живая
вода», Н. Абрамцева «Сказка о тумане», А.Мельников «Художник картину всю ночь
рисовал», Л. Квитко «Корова в тумане», Н. Болтачёва «Сказка о круговороте
воды», загадки о воде, песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»;
«Ай, лады, лады, лады»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!».
3-этап: Заключительный этап проекта.
«Волшебная капелька – круговорот воды в природе»
Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в
природе, показать свойства воды при помощи опытно-экспериментальной
деятельности.
Результат проекта
Дети:
имеют
элементарные представления:
- для
поддержания жизни вода нужна всем живым существам (человеку, животным,
растениям);
- знают свойства
воды (льется, принимает свойство сосуда, в который мы ее наливаем, жидкая, но
если заморозить, она станет твердая, прозрачная, не имеет вкуса);
- имеют
представления, что в состав воды входит кислород;
- умеют видеть и
выделять проблему эксперимента;
- умеют отбирать
средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Педагог:
- повышение
уровня педагогической компетентности;
- профессиональный
рост;
- повышение
качества работы с детьми и родителями;
- оснащение
познавательно - исследовательской мини лаборатории «Круговорот воды в природе»
необходимыми материалами и оборудованием, для проведения опытов по изучению
свойств воды.
Этапы реализации проекта
Выявление знаний
детей о воде, ее роли в жизни животных, растений, человека, ее свойствах и
составе в ходе проведенных бесед, ознакомления с художественной литературой.
Вопросы для
диагностирования детей среднего дошкольного возраста
1. Имеют представления
о том, что вода для поддержания жизни нужна всем живым существам (человеку,
растениям, животным).
2. Имеют
представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, может быть теплой и
холодной и т.д.).
3. Знают о том,
что вода не имеет цвета, запаха, формы.
4. Знают, что
вода имеет вес, какие предметы легче, какие тяжелее воды.
5. Имеют
представления о том, что в состав воды входит кислород.
6. Знают о том,
что краска растворяется в воде.
7. Знают о том,
что вода окрашивается.
8. Имеют
представление о том, что вода отстаивается.
Заключение
Анализируя проект, мы пришли к выводу, что данный проект
актуален для реализации в группе детей среднего дошкольного возраста.
Этот проект
значим для всех его участников: у детей будут сформированы навыки самостоятельности,
активности, инициативности в поиске ответов на вопросы и применении своих
навыков в играх и практической деятельности. Расширен запас знаний и
представлений о свойствах воды и ее составе, об окружающем мире. Между
родителями и педагогами будут установлены тесные и продуктивные партнерские
взаимоотношения. У родителей воспитанников группы сформирован положительный
интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Фисунова К.Н.
Поделиться в социальных сетях:
Круговорот воды в природе



