2024

Занятие "Обоняние человека"

Цель:Продолжать знакомить детей с воздухом; уточнить понятия: (полезные и вредные, приятные и неприятные запахи), влияние запахов на здоровье человека; дать представление о функциях и назначении носа; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; воспитывать заботу о своем здоровье.

 

Задачи:

Образовательные задачи:

- активизировать поисково-познавательный интерес к своему организму и его возможностям;

-учить исследовать и воспринимать целостную картину мира с помощью органов обоняния.

Развивающие задачи:

-развивать любознательность, логическое мышление, наблюдательность сообразительность;

-расширять кругозор детей, пополнять их словарный запас.

Воспитательные задачи:

-воспитывать желание заботиться о своем здоровье, бережное отношение к органам чувств.

 

Материалы и оборудование:

Хвойный дезодорант, зеркала, маска для сна, черный и белый свежий хлеб, апельсин и лимон, лук или чеснок и др., два маленьких мешочка, туалетное мыло и флакон духов, картинки (Буратино, Кощей Бессмертный, Баба Яга, крот), вата, спички, кофе, мята, корзиночка с сдобой, картинки (булочник, столяр, маляр, стекольщик, шофер, рабочий, кондитер, доктор, рыбак)

 

Ход занятия:

Предварительно перед приходом детей воздух в группе освежить хвойным дезодорантом.

Воспитатель: Ребята, давайте расправим плечи, сделаем глубокий вдох: почувствуем свежесть окружающего нас воздуха. Выдохните. А теперь догадайтесь, почему у нас так легко дышится? (Ответ детей)

Воспитатель: Правильно. В душном помещении люди чувствуют себя плохо, а свежий воздух поднимает настроение, улучшает работоспособность.

Воспитатель: Чем пахнет? (Хвоей, он напоминает запах леса)

Запах приятный или нет? (Да, он успокаивает)

Чем вы уловили этот запах? (Носом)

Ребята, проведем небольшое исследование: закройте носик пальчиками и попробуйте сделать вдох ртом. Вы почувствовали запах хвои ртом? (нет) Скажите, можно запах уловить ртом? (Рот не чувствует запаха, он различает вкус)

Физминутка:

- Есть прямые носики,(указательным пальцем проводим по носу)

Есть носики-курносики…(указываем на нос, поворачиваемся влево,вправо)

Очень нужен всякий нос,(наклон вперед, развести руки в стороны)

Раз уж он к лицу прирос.(двумя руками гладим нос)

Рассмотрите носики друг у друга.

Дети рассматривают в зеркалесвои носы и друг у друга.

Как вы думаете ваши носики одинаковые или разные? (Они разные)

Какой нос у меня? (Ваш нос больше, чем наш).

Если мой нос больше чем ваш, может он лучше улавливает запахи? (Он так улавливает, как и наш)

Экспериментирование. 1 опыт.

Цель: Упражнять детей в различении пищи по запаху.

Предлагаются различные продукты с характерным запахом (черный и белый свежий хлеб, апельсин и лимон, лук или чеснок и др.) Дети по запаху называют, где какой продукт находится.

Запахи окружают нас повсюду. Ученые считают, что мы чувствуем запах, когда мельчайшие частички веществ попадают на слизистую оболочку носовой полости. Они предполагают, что запах зависит от формы частиц вещества. Эти частицы способны различать очень много самых разнообразных запахов, причем о каждом отдельном запахе в наш мозг передается сигнал.

Когда у нас сильный насморк, мы почти перестаем чувствовать запахи. Это происходит потому, что слизистые оболочки в носу разбухают, раздражаются и забиваются слизью. В результате обонятельные клетки перестают работать.

Чтобы почувствовать запах, нам нужно сделать вдох. Давайте это проверим.

Опыт 2.

Цель: Доказать необходимость вдоха для определения запаха.

На столе у воспитателялежат 2 мешочка, внутри одного находится кусочек туалетного мыла,во втором - флакончик из - под духов. Не трогая мешочки, дети по запаху должны догадаться, что находится внутри.

Вывод: для того, чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд.

- С помощью обоняния человек контролирует качество воздуха. При появлении в воздухе приятного запаха мы стараемся дышать глубже (воздух после дождя, прогулка в лесу и др.)

- Что вы делаете, если почувствовали неприятный запах? (реже дышать)

- Несмотря на неприятный запах человек в течение короткого времени привыкает и к такому запаху и начинает дышать как обычно.

Воспитатель: Посмотрите на картинки, где изображены носы разной величины, угадайте, чьи они. (Буратино, Кощея Бессмертного, Бабы Яги, крот)

Крот – одно из самых необычных животных на планете. Его нос считается самым чувствительным органом.

У многих насекомых обоняние хорошо развито и является одним из важных средств обнаружения источника корма.

Хорошие носы нужны и для работы собакам на границе, в полиции, на таможне. Пожарные собаки находят и различают живые существа даже в дыму. Запах дыма приятный или нет?

Воспитатель поджигает вату.

Дети:неприятный и вредный для здоровья.

Воспитатель:Какие запахи можно называть приятными? (Запахи духов, цветов, одежды, продуктов и т.д.)

Ребята в парикмахерской зоне спрятаны предметы с приятным запахом. Давайте их найдем.

Дети ищут и находят: лимон, кофе, мята и т.д.

Растения, издающие сильные запахи, отрицательно действуют на организм, вызывают головную боль, аллергию.(Обращает внимание на корзину). Как вы думаете, что там? (Предлагает понюхать)

Дети: Пахнет пищей и очень вкусно!

Воспитатель: Пища пахнет вкусно, а духи, цветы – приятно. Что вы ощутили, когда почувствовали запах пищи? (Нам захотелось кушать)

Знаете ли вы, что запахами лечатся? (когда мы заболеваем простудой. Мама делает нам ингаляции с травой)

Так же по запаху можно определить, где работает человек.

Воспитатель читает стихотворение ДжанниРодари «Чем пахнут ремесла?». Дети находят картинку с изображением человека названной профессии.

У каждого дела запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идешь мастерской, -

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Куртка шофера пахнет бензином.

Блуза рабочего – маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате – лекарством приятным.

… Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только безделье не пахнет никак…

Итог исследования.

-Запахи бывают вредные и полезные, приятные и неприятные.

-Избегать места, где находятся вредные запахи.

-Беречь нос от ударов.

Воспитатель предлагает попить чай с мятой, насладиться его запахом.

занятие обоняние человека.docx (Скачать)