-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2020
познавательно-исследовательская деятельность
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте...........»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Актуальность.
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего
мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий,
переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он
знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он
располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных
условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев
Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из
актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к
саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для
ребёнка 4-5 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт
заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы
детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в
исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно,
открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно
давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша,
открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же
механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в
дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и
возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного
обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию
познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская
любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые
познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного
образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до
ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению
знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно
в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность
напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои
представления о мире.
Цель
работы по теме самообразования: создание оптимальных условий для развития
познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого
развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития
познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской
деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности
детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость,
самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,
обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования,
установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Формы работы с детьми:
- занятия,
- наблюдение,
- проведение
опытов,
- игры,
- совместная и
самостоятельная деятельность.
Методические приемы:
- информационно-познавательный:
беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение,
анализ, вопросы.
- игровой:
создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой
подвижности и др.;
- наглядный:
иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы и др.;
- практический:
выполнение практических действий детьми.
Ожидаемые результаты:
- Сформированность
эмоционально – личностного отношения к окружающему миру.
- Проявление
познавательного интереса к играм – экспериментам, улучшение речевого развития.
- Сформированность
основ логического мышления.
- Усвоение основ
целостного видения окружающего мира.
- Сформированность
коммуникативных навыков.
- Использование
результатов в игровой деятельности.
2.
Планирование
работы на год.
месяц |
тема |
Программное содержание |
Работа с родителями |
сентябрь |
«Наоборот» |
Знакомство со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их
значений; развитие умения находить к каждому слову (дейстивию)
противоположное слово. |
Поиграть с ребенком в игру «Наоборот». Показать ему различные
противоположности в повседневной жизни: высокий и низкий, длинный и короткий
и т.д. |
«Большой – маленький» |
Развивать умения находить и различать противоположности. Формировать
действие «превращение». |
|
|
«Превращение» |
Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения
фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был –
будет», «был – стал (станет)». Формирование действия превращения на основе
практических действий с пластилином, резиной. |
|
|
октябрь |
«Схема превращения» |
Освоение схемы «превращения». Формирование действия «превращения». |
|
«Лед - вода» |
Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о
зиме и лете. Формирование действия «превращения». |
Показать ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозить лед,
предложить ребенку положить лед на тарелку и понаблюдать за превращением льда
в воду. |
|
«Морозко» |
Формировать представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных
изменениях в природе. Формировать действий превращения. |
|
|
«Твердое - жидкое» |
Формировать представлений о твердых веществах и жидких. Развивать умения
наблюдать, сравнивать различные вещества. Формирование действий превращения. |
При купание ребенка в ванне провести эксперимент: пусть ударит ладошкой
по воде и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости. |
|
Ноябрь |
«Снегурочка» |
Формировать представлений об агрегатных превращения воды. Развитие способностей
к преобразованию. Формирование действия превращения |
|
«Жидкое - твердое» |
Формирование представлений о плавлении и отвердевании вещества. Развитие
способностей к преобразованию. Формировать действия превращения. |
|
|
«Нагревание - охлаждение» |
Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и
отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий
превращения. |
Провести опыт с ребенком по плавлению сахара и положить его на сковороду.
Пусть ребенок вместе с вами наблюдает под вашим контролем плавления сахара.
Затем понаблюдает за отвердеванием сахара. Обязательно соблюдать
осторожность! |
|
«Испарение» |
Формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар при
нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях
воды: лед – вода – пар. Развитие представлений об источниках тепла (теплые
руки, плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию. |
|
|
Декабрь |
«Золошка» |
Закрепление знаний об агрегатных состояниях воды. Формирование
представлений об испарении жидкостей. Развивать способностей к
преобразованию. |
Провести опыт по испарению воды во время кипения: налить немного воды в
кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдать с ребенком за понижением уровня
воды. Обратить внимание на три фазы кипения: начало, промежуточная и
последняя. |
«Выпаривание соли» |
Формирование представлений об испарении воды. Развивать способностей к
преобразованию. |
Провести опыт по выпариванию соли из соленой воды. |
|
«Стирка и глажение белья» |
Формировать представлений об испарении воды. Развитие способностей к
преобразованию. |
Показать ребенку стирку белья. Пусть он поможет по стирать. Обратить
внимание на грязные вещи. Обратить внимание на процесс стирки, а затем – на
то, что после стирки они стали чистыми. |
|
«Конденсация» |
Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду
при охлаждении пара. Развитие способностей к превращении пара в воду при
охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию. |
|
|
январь |
«Змей Горыныч о трех головах» |
Развитие представлений о единстве агрегатных состояний воды – лед, воды и
пар. Развитие способностей к преобразованию. |
|
«Лед – вода - пар» |
Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развивать
представлений о сериационном изменении воды. |
|
|
«Игра в школу» |
Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Усвоение
значений символов льда, воды и пара, нагревания и охлаждения. Построение
сериационного ряда изменений агрегатных состояний воды. |
Проведение опыта по плавлению льда на горячей плите и по замерзанию воды
в морозильной камере холодильника. |
|
февраль |
Игра «Царство льда, воды и пара» |
Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие
представлений о знаках и символах. |
|
«Свойства вещества» |
Формирование представлений о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие
экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию. |
Понаблюдать с ребенком на различную форму, которую принимает воды в
разных сосудах. |
|
«Строение вещества» |
Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы.
Развитие способностей к преобразованию. |
|
|
март |
«Сказка об Илье Муромце и Василисе
Прекрасной» |
Закрепление представлений об испарении и конденсации. Формирование представлений
о воздухе. Развитие способностей к преобразованию. |
|
«Воздух и его свойства» |
Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие
способностей к преобразованию. |
Дать ребенку во время купания надувную игрушку или игрушку – свистульку с
дырочкой. Погрузить игрушку в воду и наблюдать за тем, как из них выходить
воздух. |
|
«Воздух вокруг нас» |
Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формировать
представлений о значении воздуха для практических целей человека. |
Продемонстрировать вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться –
создают ветер, ветер – это воздух, который движется, и мы его чувствуем. |
|
«водолаз Декарта» |
Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и
жидкостей. |
Изготовить с ребенком бумажный кораблик, пусть его плавать в ванную. |
|
Апрель |
«Плавание тел. Изготовление корабля» |
Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов.
Развитие способностей к преобразованию. |
Дать ребенку в ванной несколько предметов, которые плавают и тонут в
воде. |
«Термометр» |
Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче,
нагревании и охлаждении. Развивать способностей к преобразованию. |
Познакомить ребёнка с градусником для измерения температуры тела, с
термометром за окном. |
|
«Нагревание проволоки» |
Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения
температурного состояния тела. Развитие способностей к преобразованию. |
Найти с ребенком источник тепла в комнате. Показать что от них идет
тепло. |
|
«Иванушка и молодильные яблоки» |
Формирование представлений об испарении воды, паре. Развитие способностей
к преобразованию. |
|
|
май |
«Письмо к дракону» |
Формирование представлений о теплопередаче. Развитие способностей к
преобразованию. |
|
Поделиться в социальных сетях: