2020

познавательно-исследовательская деятельность

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте...........»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Актуальность.

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 4-5 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. 

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель работы по теме самообразования:  создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности  дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности  дошкольников.

Задачи:        

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Формы работы с детьми:

- занятия,

- наблюдение,

- проведение опытов,

- игры,

- совместная и самостоятельная деятельность.

Методические приемы:

- информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы.

- игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др.;

- наглядный: иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы и др.;

- практический: выполнение практических действий детьми.

Ожидаемые результаты:

- Сформированность эмоционально – личностного отношения к окружающему миру.

- Проявление познавательного интереса к играм – экспериментам, улучшение речевого развития.

- Сформированность основ логического мышления.

- Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

- Сформированность коммуникативных навыков.

- Использование результатов в игровой деятельности.

 

2.      Планирование работы на год.

месяц

 

тема

 

Программное содержание

 

Работа с родителями

сентябрь

«Наоборот»

Знакомство со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений; развитие умения находить к каждому слову (дейстивию) противоположное слово.

Поиграть с ребенком в игру «Наоборот». Показать ему различные противоположности в повседневной жизни: высокий и низкий, длинный и короткий и т.д.

«Большой – маленький»

Развивать умения находить и различать противоположности. Формировать действие «превращение».

 

«Превращение»

Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал (станет)». Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной.

 

октябрь

«Схема превращения»

 

Освоение схемы «превращения». Формирование действия «превращения».

 

«Лед - вода»

 

Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения».

Показать ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозить лед, предложить ребенку положить лед на тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду.

«Морозко»

 

Формировать представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формировать действий превращения.

 

«Твердое - жидкое»

 

Формировать представлений о твердых веществах и жидких. Развивать умения наблюдать, сравнивать различные вещества. Формирование действий превращения.

При купание ребенка в ванне провести эксперимент: пусть ударит ладошкой по воде и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости.

Ноябрь

«Снегурочка»

 

Формировать представлений об агрегатных превращения воды. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения

 

«Жидкое - твердое»

 

Формирование представлений о плавлении и отвердевании вещества. Развитие способностей к преобразованию. Формировать действия превращения.

 

«Нагревание - охлаждение»

 

Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения.

Провести опыт с ребенком по плавлению сахара и положить его на сковороду. Пусть ребенок вместе с вами наблюдает под вашим контролем плавления сахара. Затем понаблюдает за отвердеванием сахара. Обязательно соблюдать осторожность!

«Испарение»

 

Формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лед – вода – пар. Развитие представлений об источниках тепла (теплые руки, плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию.

 

Декабрь

«Золошка»

 

Закрепление знаний об агрегатных состояниях воды. Формирование представлений об испарении жидкостей. Развивать способностей к преобразованию.

Провести опыт по испарению воды во время кипения: налить немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдать с ребенком за понижением уровня воды. Обратить внимание на три фазы кипения: начало, промежуточная и последняя.

«Выпаривание соли»

 

Формирование представлений об испарении воды. Развивать способностей к преобразованию.

Провести опыт по выпариванию соли из соленой воды.

«Стирка и глажение белья»

 

Формировать представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию.

Показать ребенку стирку белья. Пусть он поможет по стирать. Обратить внимание на грязные вещи. Обратить внимание на процесс стирки, а затем – на то, что после стирки они стали чистыми.

«Конденсация»

 

Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к превращении пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию.

 

январь

«Змей Горыныч о трех головах»

 

Развитие представлений о единстве агрегатных состояний воды – лед, воды и пар. Развитие способностей к преобразованию.

 

«Лед – вода - пар»

 

Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развивать представлений о сериационном изменении воды.

 

«Игра в школу»

 

Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Усвоение значений символов льда, воды и пара, нагревания и охлаждения. Построение сериационного ряда изменений агрегатных состояний воды.

Проведение опыта по плавлению льда на горячей плите и по замерзанию воды в морозильной камере холодильника.

февраль

Игра «Царство льда, воды и пара»

 

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие представлений о знаках и символах.

 

«Свойства вещества»

 

Формирование представлений о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию.

Понаблюдать с ребенком на различную форму, которую принимает воды в разных сосудах.

«Строение вещества»

 

Расширение представлений о строении знакомых веществ  в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.

 

март

«Сказка об  Илье Муромце и Василисе Прекрасной»

 

Закрепление представлений об испарении и конденсации. Формирование представлений о воздухе. Развитие способностей к преобразованию.

 

«Воздух и его свойства»

 

Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию.

Дать ребенку во время купания надувную игрушку или игрушку – свистульку с дырочкой. Погрузить игрушку в воду и наблюдать за тем, как из них выходить воздух.

«Воздух вокруг нас»

 

Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формировать представлений о значении воздуха для практических целей человека.

Продемонстрировать вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться – создают ветер, ветер – это воздух, который движется, и мы его чувствуем.

«водолаз Декарта»

 

Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей.

Изготовить с ребенком бумажный кораблик, пусть его плавать в ванную.

Апрель

«Плавание тел. Изготовление корабля»

 

Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию.

Дать ребенку в ванной несколько предметов, которые плавают и тонут в воде. 

«Термометр»

 

Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развивать способностей к преобразованию.

Познакомить ребёнка с градусником для измерения температуры тела, с термометром за окном.

«Нагревание проволоки»

 

Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. Развитие способностей к преобразованию.

Найти с ребенком источник тепла в комнате. Показать что от них идет тепло.

«Иванушка и молодильные яблоки»

 

Формирование представлений об испарении воды, паре. Развитие способностей к преобразованию.

 

май

«Письмо к дракону»

Формирование представлений о теплопередаче. Развитие способностей к преобразованию.

 

 

 

самообразование Фисунова средняя группа.docx (Скачать)