-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2021
Познавательно-исследовательская деятельность старшая группа.
Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно.
Актуальность.
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего
мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий,
переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он
знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он
располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных
условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев
Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из
актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к
саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для
ребёнка 4-5 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт
заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы
детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в
исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно,
открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно
давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша,
открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же
механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в
дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и
возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного
обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию
познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская
любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые
познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного
образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до
ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению
знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно
в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность
напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои
представления о мире.
Цель
работы по теме самообразования: создание оптимальных условий для развития
познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого
развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития
познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской
деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности
детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость,
самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,
обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе
экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение
делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Формы работы с детьми:
- занятия,
- наблюдение,
- проведение
опытов,
- игры,
- совместная и
самостоятельная деятельность.
Методические приемы:
- информационно-познавательный:
беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ,
вопросы.
- игровой:
создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой
подвижности и др.;
- наглядный:
иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы и др.;
- практический:
выполнение практических действий детьми.
Ожидаемые результаты:
- Сформированность
эмоционально – личностного отношения к окружающему миру.
- Проявление
познавательного интереса к играм – экспериментам, улучшение речевого развития.
- Сформированность
основ логического мышления.
- Усвоение основ
целостного видения окружающего мира.
- Сформированность
коммуникативных навыков.
- Использование
результатов в игровой деятельности.
2.
Планирование
работы на год.
месяц |
тема |
Программное содержание |
сентябрь |
«Наши помощники» |
Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает
звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного,
уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу,
высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить
коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха. |
«Как мы чувствуем запахи?» |
Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа
позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов
некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране
этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного
отношения к процессу
экспериментирования. |
|
Почему дует ветер? |
Познакомить с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс;
уточнить представления о свойствах воздуха: горячий – поднимается вверх – он
легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. |
|
октябрь |
«Знакомство со свойствами воздуха»
|
Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений,
животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни
всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.
Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. |
«Что в пакете?» |
Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить с
водой. |
|
Определение температуры воздуха. |
Учить детей сравнивать температуру в групповом помещении и на улице, проверять
свои выводы при помощи детского термометра. Формировать умение сравнивать и
сопоставлять, делать простейшие выводы, передавать их в речи. |
|
«Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?» |
Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду;
выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх; Обнаружить,
что воздух сжимается; Обнаружить атмосферное давление. |
|
Ноябрь |
«Может ли растение дышать?» |
Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит
процесс дыхания у растений. Опыты: Нужен ли корешкам воздух?
Есть ли у растений органы дыхания? |
«Этот удивительный воздух» |
Дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание
заботиться о чистоте воздуха. |
|
«Почему листья осенью опадают?» |
Выявить потребность растения в воде. Установить зависимость роста и
развития растений от поступления влаги в корни растений. |
|
«Парусные гонки» |
Уметь видеть возможности преобразования предмета, участвовать в
коллективном преобразовании. |
|
Декабрь |
«Летит-не летит» |
Уточнение знаний детей о том, из чего состоят предметы. Учить выделять
качества предметов. Развивать внимание. |
«Воздух есть внутри пустых предметов» |
Помочь определить, что воздух занимает место. Взять пустую баночку,
опустить баночку вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклонить в
сторону. Из баночки выходят пузырьки воздуха. Вывод: баночка была непустая, в
ней был воздух. |
|
«Воздух легче воды» |
Доказать, что воздух легче воды. Детям предлагается "утопить"
игрушки, наполненные воздухом. Почему они не тонут? Вывод: Воздух легче
воды, поэтому игрушки не тонут. |
|
«Вода в природе и в быту». |
Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному
из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть,
способность растворять. Выработать умение определять температуру воды
(холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный
интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность |
|
январь |
«Магнит – фокусник» |
Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия
магнита с разными материалами и веществами. Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не
притягиваются» |
«Сила тяготения» |
Дать детям
представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая
притягивает предметы и любые тела
к Земле. Опыт: «Почему все падает на землю» Дыбина
О.В. «Неизведанное рядом» |
|
«Знакомство с камнями. Какими бывают камни?» |
Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства
(крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать
представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни
очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий,
мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для
украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор).
Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по
разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие
тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения. |
|
февраль |
«Живые камни» |
Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми
организмами, с древними ископаемыми. |
«Твердый камень» |
Сформировать представление о твердости камня. Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони.
Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Вывод: Пластилин
смялся, а камешек нет, потому что он твердый. Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем
разница? Вывод: Когда стучали пластилином о камешек, то ничего не слышно, а
двумя камешками – слышно, потому что камешки твердые, а пластилин мягкий. |
|
«Тонет – не тонет» |
Сформировать представление о свойствах камня. Взять деревянный кубик и попробовать опустить его в воду. Что с ним
произойдет? (Дерево плавает.) А теперь опустить в воду камушек. Что с
ним случилось? (Камень тонет.) Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее. |
|
март |
«Рисующие камни» |
Сформировать представление о свойствах камня. Дети рисуют на асфальте мелом и углем. Чем рисовать лучше? Почему? Вывод:
Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголек твердый. |
«Откуда берётся песок» |
Закрепить представления детей о песке. Возьмите 2 камня и
постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге. ·
Как вы думаете, что это
сыплется? ·
Возьмите лупы, рассмотрите
это. ·
Как мы получили песок? ·
Как в природе появляется
песок? Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется
песок. |
|
«Из чего состоит песок» |
Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его. ·
Из чего состоит песок?
(зёрнышек – песчинок) ·
Как выглядят песчинки? ·
Похожи ли песчинки одна на
другую? Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка. Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к
другу. |
|
«Лепим из песка» |
Показать, что мокрый песок может принимать любую нужную форму и
пока не высохнет, из него можно лепить. Попробуем слепить из
мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания ·
Что происходит с поделками
из песка после высыхания? Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он
рассыпается. |
|
Апрель |
«Мокрый песок принимает любую нужную форму» |
Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки. ·
Какие фигурки получились? ·
Из какого песка удалось
сделать фигурки? Вывод: Мокрый песок принимает любую форму. |
Шарик-магнит |
Наглядно продемонстрировать существование статического электричества. Понадобится
надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги. Потрите шарик о волосы.
Поднесите к кусочкам бумаги - они прилипнут на шарик! Шарик будет притягивать
не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять
тонкую струйку воды из крана. Вывод: шарик наэлектризовался и притягивает к себе другие предметы. |
|
Соль выпаривается и кристаллизуется |
В стакан с водой насыпать две-три ложки соли. Перемешать до полного
растворения. Затем поставить на солнечное место и наблюдать. Через несколько
дней, на стенках стакана по мере испарения воды будут появляться кристаллики
соли. Вывод: Вода испаряется, а кристаллики соли оседают на стенках. |
|
«Витаминный салат» |
Приготовить с детьми овощной салат, выявить из перечня, какие продукты подойдут
для салата. Выяснить, почему салат можно назвать витаминным. |
|
май |
«А все ли фрукты сладкие?» |
Уточнить характеристики фруктов, общие особенности, различия. Определить
все ли фрукты сладкие на вкус. |
Фисунова К.Н.
Поделиться в социальных сетях: