2021

Познавательно-исследовательская деятельность старшая группа.

Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно.

Актуальность.

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 4-5 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. 

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель работы по теме самообразования:  создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности  дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности  дошкольников.

Задачи:        

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Формы работы с детьми:

- занятия,

- наблюдение,

- проведение опытов,

- игры,

- совместная и самостоятельная деятельность.

Методические приемы:

- информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы.

- игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др.;

- наглядный: иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы и др.;

- практический: выполнение практических действий детьми.

Ожидаемые результаты:

- Сформированность эмоционально – личностного отношения к окружающему миру.

- Проявление познавательного интереса к играм – экспериментам, улучшение речевого развития.

- Сформированность основ логического мышления.

- Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

- Сформированность коммуникативных навыков.

- Использование результатов в игровой деятельности.

2.      Планирование работы на год.

месяц

 

тема

 

Программное содержание

сентябрь

«Наши помощники»

Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.

«Как мы чувствуем запахи?»

Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу  экспериментирования.

Почему дует ветер?

Познакомить с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления о свойствах воздуха: горячий – поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый.

октябрь

«Знакомство со свойствами воздуха» 

Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха,  и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.    

«Что в пакете?»

Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить с водой.

Определение температуры воздуха.

Учить детей сравнивать температуру в групповом помещении и на улице, проверять свои выводы при помощи детского термометра. Формировать умение сравнивать и сопоставлять, делать простейшие выводы, передавать их в речи.

«Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?»

Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду; выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх; Обнаружить, что воздух сжимается; Обнаружить атмосферное давление.

Ноябрь

«Может ли растение дышать?»

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Опыты: Нужен ли корешкам воздух?     Есть ли у растений органы дыхания?

«Этот удивительный воздух»

Дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

«Почему  листья осенью опадают?»

Выявить потребность растения в воде. Установить зависимость роста и развития растений от поступления влаги в корни растений.

«Парусные гонки»

Уметь видеть возможности преобразования предмета, участвовать в коллективном преобразовании.

Декабрь

«Летит-не летит»

Уточнение знаний детей о том, из чего состоят предметы. Учить выделять качества предметов. Развивать внимание.

«Воздух есть внутри пустых предметов»

Помочь  определить, что воздух занимает место.  Взять пустую баночку, опустить баночку вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклонить в сторону. Из баночки выходят пузырьки воздуха. Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух.

«Воздух легче воды»

Доказать, что воздух легче воды. Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом. Почему они не тонут? Вывод: Воздух легче воды, поэтому игрушки не тонут.

«Вода в природе и в быту».

Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность

январь

«Магнит – фокусник»

Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»

«Сила тяготения»

Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает  предметы и любые тела к  Земле.

Опыт: «Почему все падает на землю» Дыбина  О.В. «Неизведанное рядом»

«Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения. 

февраль

«Живые камни»

Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.

«Твердый камень»

Сформировать представление о твердости камня. Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Вывод: Пластилин смялся, а камешек нет, потому что он твердый.

Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница? Вывод: Когда стучали пластилином о камешек, то ничего не слышно, а двумя камешками – слышно, потому что камешки твердые, а пластилин мягкий.

«Тонет – не тонет»

Сформировать представление о свойствах камня. Взять деревянный кубик и попробовать опустить его в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает.) А теперь опустить в воду камушек. Что с ним случилось? (Камень тонет.)

Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее.

март

«Рисующие камни»

Сформировать представление о свойствах камня. Дети рисуют на асфальте мелом и углем. Чем рисовать лучше? Почему? Вывод: Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголек твердый.

«Откуда берётся песок»

Закрепить представления детей о    песке. Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

·         Как вы думаете, что это сыплется?

·         Возьмите лупы, рассмотрите это.

·         Как мы получили песок?

·         Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

«Из чего состоит песок»

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

·         Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)

·         Как выглядят песчинки?

·         Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

 «Лепим из песка»

Показать, что мокрый песок  может принимать любую нужную форму и пока не высохнет, из него можно лепить. Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания

·         Что происходит с поделками из песка           после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

Апрель

«Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

·         Какие фигурки получились?

·         Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

Шарик-магнит

Наглядно продемонстрировать существование статического электричества.  Понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги. Потрите шарик о волосы. Поднесите к кусочкам бумаги - они прилипнут на шарик! Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана.

Вывод: шарик наэлектризовался и притягивает к себе другие предметы.

Соль выпаривается и кристаллизуется

В стакан с водой насыпать две-три ложки соли. Перемешать до полного растворения. Затем поставить на солнечное место и наблюдать. Через несколько дней, на стенках стакана по мере испарения воды будут появляться кристаллики соли.

Вывод: Вода испаряется, а кристаллики соли оседают на стенках.

«Витаминный салат»

Приготовить с детьми овощной салат, выявить из перечня, какие продукты подойдут для салата. Выяснить, почему салат можно назвать витаминным.

май

«А все ли фрукты сладкие?»

Уточнить характеристики фруктов, общие особенности, различия. Определить все ли фрукты сладкие на вкус.

 
самообразование Фисунова старшая группа.docx (Скачать)

Фисунова К.Н.