2023

Поисково – исследовательская деятельность подготовительная группа.

Актуальность.

 На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дети стремятся расширить горизонты действительности, желают понять существующие отношения и связи, утвердиться в окружающем мире. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них представлениями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у дошкольников.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности:

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование

Целью данной программы является:

·        Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка подготовительного дошкольного возраста средствами физического эксперимента;

·        Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

·        Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

·        Развитие внимания. Зрительной, слуховой чувствительности;

·        Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Задачи:

1.     Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2.     Знакомить с основными видами и характеристиками движений (скорость, направление)

3.     Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)

4.     Развивать представления детей о некоторых факторах среды.

5.     Расширять представление об использовании человеком фактора природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растение и животные - для удовлетворения своих потребностей;

6.     Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека

7.     Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в ее состав песок и глину

8.     Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

10.Развивать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Формы работы по опытно – экспериментальной деятельности с детьми.

Формы образовательной деятельности детей в процессе реализации программы: беседа, наблюдение, игра, проектная деятельность, исследовательские лабораториисовместная и самостоятельная деятельность.

Методы организации педагогической деятельности.

В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.

-информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы.

-игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др.;

-наглядный: иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы и др.;

-практический: выполнение практических действий детьми.

Прогнозируемые результаты:

·        формирование интеллектуальных впечатлений;

·        развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;

·        умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

·        овладение средствами познавательной деятельности; способами действий, обследования объектов;

·        расширение познавательного опыта;

·        формирование умения самостоятельно «добывать» нужную информацию;

·        формулирование своего познавательного интереса в вербальной форме или с помощью условных символов;

·        использование приобретённых знаний, умений и навыков в игровой деятельности;

·        иметь представления о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха; вода-переход в различные состояния; воздух; почва );

·        овладение опытом выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

 

 

Тематический план по организации

поисково – исследовательской деятельсности.

месяц

 

тема

 

Программное содержание

сентябрь

«Удивительный песок»

Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением; развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость.

«Сухая и влажная почва»

Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследования.

«Фильтрование воды»

Познакомить с процессом очистки воды разными способами.

октябрь

«Бережём воду» 

Показать способ очистки воды с помощью фильтра; Помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду.

«Где же пятый океан?»

Показать зависимость живых объектов природы от воздуха.

«Соломенный буравчик», «Парашют»

Помочь выявить, что воздух обладает упругость, понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

«Запасливые стебли»

Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

Ноябрь

«Куда тянутся корни?»

Помочь установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.

«Бережливые растения»

Помочь найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне.

«Упрямые растения»

Уточнить, как свет влияет на рост комнатных растений; развивать наблюдательность.

«Листья и стебли растений могут вести себя как соломинки»

Показать, что листья и стебли растений могут вести себя как соломинки.

Декабрь

«Много - мало»

Помочь выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.

«Почему меньше?»

Помочь  установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев.

«Выяснить причины храпа человека»

Помочь выяснить храпа человека.

«Зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещённости».

Показать, как зрачок глаза меняет свой размер в зависимости от освещённости.

январь

«Связь уха с носоглоткой»

Помочь определить связь уха с носоглоткой.

«Опыт мариотта»

Показать, что при попадание изображения на слепое пятно человека перестает видеть данное изображение.

«Осязательный центр человека»

Сравнить температуру воды в нескольких ёмкостях.

февраль

«Тепловые и холодовые точки  у человека»

Определить расположение «тепловых» (воспринимающих тепло) и «холодовые» (воспринимающих холод) точек на разных участках кожи (На ладони и на лице).

«Обояние человека»

Упражнять в различии цветов и пищи по запаху.

«Вдох и запах»

Доказать необходимость вдоха для определения запаха.

март

«Вкус и запах»

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

«Острота слуха и ее изменение при разных ситуациях»

Проверить, хороший ли у детей слух, не повреждена ли перепонка.

«Определение частоты дыхания »

Произвести подсчёт вдохов и выдохов, производимых детьми в течение одной минуты.

 «Мир ткани»

Познакомить с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.

Апрель

«Мир металлов»

Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве.

«Мир пластика»

Учить узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид), сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависит способы их использования.

«Разведчики»

Учить пониманию того, как можно отразить изображение предмета и увидеть его там, где его не должно быть видно.

«В мире животных»

Совершенствовать умение работать с бумагой, реализовать возможности преобразования, доводить начатое до конца, проявлять творческие способности.

май

«Земля магнит»

Помочь выявить действия магнитных сил Земли.

 

Литература.

1.  Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: Детство – Пресс, 2017г.

2.  Дошкольная педагогика: журн. – 2002(ноябрь, декабрь).

3.  Дошкольная педагогика: журн. – 2007(декабрь).

4.  Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперементы для дошкольников/О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера»,2005.

5.  Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения: детская энциклопедия/А. И. Иванова. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

6.  Костюченко М.  Эксперементируем!/ М. Костюченко // Дошкольное воспитание. – 2006. - №8.

самообразование Фисунова подготовительная группа.docx (Скачать)

Фисунова ксения Николаевна