-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2023
Поисково – исследовательская деятельность подготовительная группа.
Актуальность.
На сегодняшний день особую
популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в
том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой
обитания. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше
новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие
творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня
двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка,
активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает
необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения. Дети стремятся расширить горизонты действительности, желают понять
существующие отношения и связи, утвердиться в окружающем мире. Задача педагога
в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты
исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них
представлениями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ
экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Развитие познавательных интересов дошкольников
является одной из актуальных проблем. Именно
экспериментирование является ведущим видом деятельности у дошкольников.
Детское экспериментирование тесно связано с
другими видами деятельности:
Связь детского экспериментирования с изобразительной
деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные
способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого
эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе
ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время
изобразительной деятельности.
Не требует особого доказательства связь
экспериментирования с формированием элементарных математических представлений.
Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять,
сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим
представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время
владение математическими операциями облегчает экспериментирование
Целью данной программы
является:
·
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка подготовительного
дошкольного возраста средствами физического эксперимента;
·
Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
·
Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,
установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
·
Развитие внимания. Зрительной, слуховой чувствительности;
·
Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Задачи:
1.
Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Знакомить с основными
видами и характеристиками движений (скорость, направление)
3. Развивать представления
об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное
притяжение)
4. Развивать представления
детей о некоторых факторах среды.
5. Расширять представление
об использовании человеком фактора природной среды: солнце, земля, воздух,
вода, растение и животные - для удовлетворения своих потребностей;
6. Расширять представление
детей о значимости воды и воздуха в жизни человека
7. Знакомить детей со
свойствами почвы и входящих в ее состав песок и глину
8.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении
физических экспериментов;
10.Развивать эмоционально - ценностное отношение к
окружающему миру.
Формы работы по опытно – экспериментальной
деятельности с детьми.
Формы образовательной деятельности детей в процессе
реализации программы: беседа, наблюдение, игра, проектная деятельность,
исследовательские лабораториисовместная и самостоятельная деятельность.
Методы организации педагогической
деятельности.
В зависимости от поставленных задач на занятии используются
различные методы и приемы обучения.
-информационно-познавательный:
беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение,
анализ, вопросы.
-игровой:
создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности
и др.;
-наглядный:
иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы и др.;
-практический:
выполнение практических действий детьми.
Прогнозируемые результаты:
·
формирование интеллектуальных впечатлений;
·
развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;
·
умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.
·
овладение средствами познавательной деятельности; способами действий,
обследования объектов;
·
расширение познавательного опыта;
·
формирование умения самостоятельно «добывать» нужную информацию;
·
формулирование своего познавательного интереса в вербальной форме или с
помощью условных символов;
·
использование приобретённых знаний, умений и навыков в игровой
деятельности;
·
иметь представления о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха;
вода-переход в различные состояния; воздух; почва );
·
овладение опытом выполнения правил техники безопасности при проведении
физических экспериментов.
Тематический план по организации
поисково – исследовательской деятельсности.
месяц |
тема |
Программное
содержание |
сентябрь |
«Удивительный
песок» |
Познакомить со
свойствами и качествами песка, его происхождением; развивать смекалку,
наблюдательность, усидчивость. |
«Сухая и
влажная почва» |
Учить
определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты
исследования. |
|
«Фильтрование
воды» |
Познакомить с
процессом очистки воды разными способами. |
|
октябрь |
«Бережём воду» |
Показать
способ очистки воды с помощью фильтра; Помочь определить, сколько воды зря проливается
из крана; учить беречь воду. |
«Где же пятый
океан?» |
Показать
зависимость живых объектов природы от воздуха. |
|
«Соломенный
буравчик», «Парашют» |
Помочь
выявить, что воздух обладает упругость, понять, как может использоваться сила
воздуха (движение). |
|
«Запасливые
стебли» |
Доказать, что
в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу. |
|
Ноябрь |
«Куда тянутся
корни?» |
Помочь
установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и
факторами внешней среды. |
«Бережливые
растения» |
Помочь найти
растения, которые могут расти в пустыне и саванне. |
|
«Упрямые
растения» |
Уточнить, как
свет влияет на рост комнатных растений; развивать наблюдательность. |
|
«Листья и
стебли растений могут вести себя как соломинки» |
Показать, что
листья и стебли растений могут вести себя как соломинки. |
|
Декабрь |
«Много - мало» |
Помочь выявить
зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев. |
«Почему
меньше?» |
Помочь установить
зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев. |
|
«Выяснить
причины храпа человека» |
Помочь
выяснить храпа человека. |
|
«Зрачок глаза
меняет размер в зависимости от освещённости». |
Показать, как
зрачок глаза меняет свой размер в зависимости от освещённости. |
|
январь |
«Связь уха с
носоглоткой» |
Помочь
определить связь уха с носоглоткой. |
«Опыт мариотта» |
Показать, что
при попадание изображения на слепое пятно человека перестает видеть данное
изображение. |
|
«Осязательный
центр человека» |
Сравнить
температуру воды в нескольких ёмкостях. |
|
февраль |
«Тепловые и
холодовые точки у человека» |
Определить
расположение «тепловых» (воспринимающих тепло) и «холодовые» (воспринимающих
холод) точек на разных участках кожи (На ладони и на лице). |
«Обояние
человека» |
Упражнять в различии
цветов и пищи по запаху. |
|
«Вдох и запах» |
Доказать
необходимость вдоха для определения запаха. |
|
март |
«Вкус и запах» |
Показать
взаимосвязь органов вкуса и запаха. |
«Острота слуха
и ее изменение при разных ситуациях» |
Проверить,
хороший ли у детей слух, не повреждена ли перепонка. |
|
«Определение
частоты дыхания » |
Произвести
подсчёт вдохов и выдохов, производимых детьми в течение одной минуты. |
|
«Мир
ткани» |
Познакомить с
названиями тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); формировать
умение сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики
обуславливают способ использования ткани для пошива вещей. |
|
Апрель |
«Мир металлов» |
Учить называть
разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро);
формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики
металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве. |
«Мир пластика» |
Учить узнавать
вещи, сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло,
целлулоид), сравнивать их свойства, понимать, что от качественных
характеристик пластмасс зависит способы их использования. |
|
«Разведчики» |
Учить
пониманию того, как можно отразить изображение предмета и увидеть его там,
где его не должно быть видно. |
|
«В мире
животных» |
Совершенствовать
умение работать с бумагой, реализовать возможности преобразования, доводить
начатое до конца, проявлять творческие способности. |
|
май |
«Земля магнит» |
Помочь выявить
действия магнитных сил Земли. |
Литература.
1.
Детство: Комплексная
образовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе,
О.В. Солнцева и др. – СПб.: Детство – Пресс, 2017г.
2.
Дошкольная педагогика: журн.
– 2002(ноябрь, декабрь).
3.
Дошкольная педагогика: журн.
– 2007(декабрь).
4.
Дыбина О. В. Неизведанное
рядом: занимательные опыты и эксперементы для дошкольников/О. В. Дыбина, Н. П.
Рахманова, В.В Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера»,2005.
5.
Иванова А. И.
Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения: детская
энциклопедия/А. И. Иванова. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
6.
Костюченко М. Эксперементируем!/ М. Костюченко //
Дошкольное воспитание. – 2006. - №8.
Фисунова ксения Николаевна
Поделиться в социальных сетях: