-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2023
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Актуальность:
На
начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается
ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо
развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать
пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали
конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они
отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за
ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения
мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными
в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное
благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития
формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте
работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать
важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и
подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими
пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики
развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Что
же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений
пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и
резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге,
стимулирует развитие речи. Игры с
пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать
взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность
ребёнка. Малыш учится концентрировать
своё внимание и правильно его распределять.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими
стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится
контроль над выполняемыми движениями.
Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые
положения рук и последовательность движений.
У малыша развивается воображение
и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые
истории. В результате пальчиковых
упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость,
а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Цель: Развивать
мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через
различные виды деятельности.
Задачи:
1.
Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2.
Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3.
Улучшить общую двигательную активность;
4.
Содействовать нормализации речевой функции;
5.
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и
слуховое восприятие;
6.Создавать
эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7.
Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой
моторики.
Основные направления работы с
детьми на занятиях.
-
Пальчиковая гимнастика
-
Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от
пластиковых бутылок)
-
Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
-Работа
с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
-
Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
-
Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.
Формы работы:
-совместная
деятельность воспитателя с детьми
-индивидуальная
работа с детьми
-свободная
самостоятельная деятельность самих детей.
План работы на
2022-2023 учебный год
Работа с детьми
Месяц |
Содержание |
Задачи |
Сентябрь |
Д/и
«Цветные колечки», «Пирамидка» |
Упражнять
детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с
цветом. |
Самомассаж
рук |
Упражнять
детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками
2-5 пальцев. |
|
Пальчиковая
гимнастика «Сорока – сорока» |
Выполнять
круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по
очереди загибать все пальчики, кроме большого пальца. |
|
Октябрь |
Конструирование
«Поезд» |
Развивать
умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала. |
Д/и
«Оденем куклу на прогулку» |
Упражнять
детей в одевании и раздевании кукол. |
|
Д/и
«Чудесный мешочек» |
Определять
на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. |
|
Пальчиковая
гимнастика «Капуста» |
Упражнять
в выполнении различных имитационных движений. |
|
Ноябрь |
Перекладывание
из одной емкости в другую |
Формировать
умения действовать по указанию педагога, брать большим и указательным пальцем
фасоль. Развивать гибкость пальцев. |
Д/и
«Прищепки» |
Способствовать
формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами,
сжимать и разжимать ее. |
|
«Пальчиковая
гимнастика «Семья» |
Собирать
пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца. |
|
Подвижная
игра «Зарядка» |
Упражнять
детей в выполнении движений, согласно тексту. |
|
Упражнение
«Пуговицы»» |
Формировать
умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц. |
|
Декабрь |
Самомассаж
«Ручки греем» |
Развивать
умения выполнять движения по внешней стороне ладони. |
Игра
«Художник» |
Развивать
умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком. |
|
Пальчиковая
гимнастика «Новогодние игрушки» |
Упражнять
в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой
вместе. |
|
Конструирование
«Башенка» |
Привлекать
детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного
материала. |
|
Январь |
Д/и
«Рисуем на крупе» |
Укреплять
и развивать мелкую моторику пальцев рук. |
Настольная
игра «Мозаика» |
Развивать
координацию движений пальцев ведущей руки. |
|
Подвижная
игра «Лохматый пес» |
Упражнять
в выполнении движений, согласно тексту. |
|
Игра
«Веселые упражнения с карандашом» |
Формировать
умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений
кисти, движения пальцев рук. |
|
Февраль |
Конструирование
из палочек «Заборчик», «Дорожка». |
Упражнять
детей выкладывать из счетных палочек по образцу. |
Игра
«Лепим снежки» |
Развивать
умения скатывать шарики разного размера из салфеток. |
|
Графическое
упражнение «Проведи дорожку» |
Формировать
умения проводить линию от одной картинки к другой. |
|
Д/и
«Массажный мячик» |
Развивать
сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность
движений обеих рук. |
|
Март |
Пальчиковая
гимнастика «Пять пальцев» |
Упражнять
детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать
названия каждого из них. |
Самомассаж
«Добываем огонь» |
Формировать
умения энергично растирать ладони друг о друга. |
|
Конструирование
из палочек «Лесенка» |
Упражнять
детей выкладывать из счетных палочек по образцу. |
|
Д/и
«Уложим куклу спать» |
Упражнять
в закреплении навыков раздевания. |
|
Апрель |
Застегивание
и расстегивание пуговиц |
Формировать
умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие. |
Пальчиковая
гимнастика «Этот пальчик..» |
Формировать
умения поочередно разгибать пальчики. |
|
Рисование
«Дорисуй ниточки к шарикам» |
Развивать
умения правильно держать карандаш. |
|
Игра
«Спрячь в ладошке» |
Укреплять
мышцы пальцев и кистей рук. |
|
Май |
Упражнение
«Фонарики» |
Формировать
умение сжимать и разжимать кулачок. |
Игра
«Собери бусы» |
Упражнять
детей в нанизывании крупных деталей на шнурок. |
|
Игра
«Где же, где же наши ручки?» |
Развивать
умения подражать движениям взрослого. |
Литература:
1.Соколова
Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.
2.
«Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.-М.:ООО
«ЭКСМО»,2011.
3.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ
«Сфера», 2006.
4.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера»,
2006.
5.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
6.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой
моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Фисунова Ксения Николаевна
Поделиться в социальных сетях: