2023

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Актуальность:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

 Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.   Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.   Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.   Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.   Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.   У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.   В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

6.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

- Пальчиковая гимнастика

- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.

Формы работы:

-совместная деятельность воспитателя с детьми

-индивидуальная работа с детьми

-свободная самостоятельная деятельность самих детей.

План работы на 2022-2023 учебный год

                                           Работа с детьми    

Месяц

Содержание

       Задачи

 

Сентябрь

Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка»

Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

Самомассаж рук

Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока»

Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого пальца.

 

Октябрь

Конструирование «Поезд»

Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала.

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Упражнять детей в одевании и раздевании кукол.

Д/и «Чудесный мешочек»

Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

 

Ноябрь

 

Перекладывание из одной емкости в другую

Формировать умения действовать по указанию педагога, брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

Д/и «Прищепки»

Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать ее.

«Пальчиковая гимнастика «Семья»

Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.

Подвижная игра «Зарядка»

Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.

Упражнение «Пуговицы»»

Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц.

 

Декабрь

Самомассаж «Ручки греем»

Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.

Игра  «Художник»

Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком.

Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»

Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.

Конструирование «Башенка»

Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала.

 

Январь

Д/и «Рисуем на крупе»

Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.

Настольная игра «Мозаика»

Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.

Подвижная игра «Лохматый пес»

Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.

Игра «Веселые упражнения с карандашом»

Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

 

Февраль

Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

Игра «Лепим снежки»

Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.

Графическое упражнение «Проведи дорожку»

Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

Д/и «Массажный мячик»

Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук.

 

Март

Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев»

Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.

Самомассаж «Добываем огонь»

Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга.

Конструирование из палочек «Лесенка»

Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

Д/и «Уложим куклу спать»

Упражнять в закреплении навыков раздевания.

 

Апрель

   

Застегивание и расстегивание пуговиц

Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..»

Формировать умения поочередно разгибать пальчики.

Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам»

Развивать умения правильно держать карандаш.

Игра «Спрячь в ладошке»

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

 

Май

Упражнение «Фонарики»

Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.

Игра «Собери бусы»

Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок.

Игра «Где же, где же наши ручки?»

Развивать умения подражать движениям взрослого.

                             

 

Литература:

1.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.

2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

 
самообразоввние 1 младшая.docx (Скачать)

Фисунова Ксения Николаевна