2024

Проект. "Царство трех ветров"

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». (Китайская пословица).

Актуальность

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может - глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у детей развивается потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Задача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно – исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели проекта:
· Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
· Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
· Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
· Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Задачи проекта:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями; - Пополнить и обогатить в группе развивающую предметно-пространственную среду для организации работы дошкольников по экспериментальной и исследовательской деятельности.
- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
- Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира) ;
-Развивать наблюдательность;
-Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
-Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
-Создание условий для проявления исследовательской активности старших дошкольников в самостоятельном и коллективном экспериментировании.
- Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Условиями реализации проекта являются:

Методы проведения:
• Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;
• Проведение опытов (практических) ;
• Беседы (конструктивные).

Форма организации:
 Формы образовательной работы с детьми:
• опыты, эксперименты
• экспериментирование на прогулке
• индивидуальная работа с детьми
• самостоятельная экспериментальная деятельность
• дидактические игры
• подвижные игры
• труд в природе и в уголке природы
• чтение художественной литературы
• беседы
• просмотр презентаций, мультфильмов.

Предполагаемый результат:
• У детей сформировано эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
• Дети проявляют познавательный интерес к занятиям, улучшено речевое развитие.
• Сформированы основы диалектического мышления.
• Углублены знания, предусмотренные программой.
• Усвоены основы целостного видения окружающего мира.
• Сформированы коммуникативные навыки.
• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
• У детей расширены знания и представления об окружающем мире, в том числе про снег и лёд.
• У детей развиты познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно-подготовительный этап.

·                 Анализ научной и методической литературы.

·                 Педагогическая диагностика на начало проекта.

·                 Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.

·                 Организация предметно – развивающей среды

2      этап. Познавательно-творческий (практический)

·                 Реализация перспективного плана работы с детьми учетом интеграции образовательных областей.

3 этап. Заключительный

·                 Создание картотеки опытов и экспериментов.

·                 Проект «Царство трех ветров»

·                 Педагогическая диагностика на конец проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы над проектом 2021 – 2022 гг.

МЕСЯЦ

ВИД ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ

ТЕМА

ЦЕЛИ

ОКТЯБРЬ

Беседа рассказ

Экскурсия в детскую лабораторию

Повышение интереса к исследовательской деятельности.

Познавательное видео.

Волшебные стеклышки

Познакомить детей с приборами для наблюдения

ООД

Свойства веществ

Формирование представлений о свойствах веществ.

Опыт

Строение веществ

Расширение представлений о строении знакомых веществ

НОЯБРЬ

Опыт

Растворяются, не растворяются

Познакомить детей с таким свойством, как растворимость.

Опыт

«Знакомство со свойствами воздуха»

Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Беседа

«Органы дыхания»

Расширить знания у дошкольников об органах дыхания человека.

ООД

«Воздух невидимка»

Расширять знания о воздухе.

ДЕКАБРЬ

Опыт

«Крепкий спичечный коробок»

Определить упругость

воздуха.

Опыт

«Где теплее»

Выявить что теплый воздух легче холодного.

Опыт

«Воздух под водой»

Выявить что воздух легче воды, имеет силу.

Подвижная игра

«Поймай воздух»

Закреплять знания о воздухе в процессе игры.

ЯНВАРЬ

Познавательный мультфильм

Союзмультфильм«Ветерок»

Закрепить знание о ветре.

 

Опыт

   
       
 

Опыт

«Царство трех ветров»

Рассказать детям о царстве трех ветров.

Показать зависимость состояния ветра от скорости.

 

Д/игра

«Ветерок»

Обучение плавному свободному выдоху; активизация  губных мышц.

ФЕВРАЛЬ

ООД

«Бумага и ее свойства»

Познакомить с разными видами бумаги; познакомить детей со свойствами бумаги; формировать навык выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

 

Опыт

«Какая бывает бумага?»

 

Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает разных цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая.

 

Опыт

«Послушай, как шуршит бумага»

Закрепить знания детей о бумаге и ткани, их свойствах.

 

Опыт

«Сгибание листов бумаги»

 

Закреплять умения детей производить действия с бумагой, развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно–следственные связи.

МАРТ

Опыт

«Легко ли рвется бумага?»

 

Расширять представления детей о свойствах бумаги, закреплять умения делать выводы.

 

Опыт

«Тонет – не тонет»

Расширять представления детей о свойствах бумаги.

 

Опыт

«Видно ли сквозь бумагу?»

Побуждать самостоятельно, добывать знания о свойствах бумаги.

 

Презентация

«Бумага и её свойства»

Закрепить знания детей о бумаге

АПРЕЛЬ

Заключительный

этап

 

Сформировать картотеку опытов и  экспериментов.

 

Вывод:Мы пришли к выводу что, развитие исследовательских способностей дошкольников через новые педагогические технологии – такие как проектная деятельность, в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

     Дальнейшее использование разработанной и предложенной модели позволит нам совершенствовать исследовательскую активность дошкольников и определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителями. Включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и педагога-психолога способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе. 

      Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для нас, поэтому считаем, что в детском саду и в семье не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить! 

Литература:

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г

2. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Автор-составитель: Зубкова Н. М. – С-Пб. : Речь, 2006 г.

3.Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». – 2004 г.

4.Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина.–М.: ТЦ «Сфера», 2005.

5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ «Сфера», 2003 г.

6. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

7. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М.: «Линка-Пресс», 2004 г.

8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации,  под общей редакцией Прохоровой Л. Н. – 3-е издание, исправленное и дополненное. М.: АРКТИ, 2005 г.

9. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.

10. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

проект царство трех ветров.docx (Скачать)