-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2024
Проект. "Царство трех ветров"

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». (Китайская пословица).
Актуальность
Ребенок – природный исследователь
окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений,
действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он
изучает все как может и чем может - глазами, руками, языком, носом. Он радуется
даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у детей
развивается потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме
поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового»,
которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность
– естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он
хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает
исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое
развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Задача педагога – не пресекать
исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и
способствовать ее развитию. Познавательно – исследовательская деятельность –
форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов;
способствует формированию целостной картины мира.
Главное достоинство метода
экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления
о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими
объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти
ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает
необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать
отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы
стимулирует развитие речи.
Цели проекта:
· Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
· Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,
установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
· Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
· Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Условиями реализации проекта являются:
Методы проведения:
•
Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты,
плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;
• Проведение опытов (практических) ;
• Беседы (конструктивные).
Форма организации:
Формы образовательной работы с детьми:
• опыты, эксперименты
• экспериментирование на прогулке
• индивидуальная работа с детьми
• самостоятельная экспериментальная деятельность
• дидактические игры
• подвижные игры
• труд в природе и в уголке природы
• чтение художественной литературы
• беседы
• просмотр презентаций, мультфильмов.
Предполагаемый результат:
• У детей сформировано эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
• Дети проявляют познавательный интерес к занятиям, улучшено речевое развитие.
• Сформированы основы диалектического мышления.
• Углублены знания, предусмотренные программой.
• Усвоены основы целостного видения окружающего мира.
• Сформированы коммуникативные навыки.
• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения
дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять
характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим
признакам.
• У детей расширены знания и представления об окружающем мире, в том числе про
снег и лёд.
• У детей развиты познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно-подготовительный
этап.
·
Анализ научной и методической литературы.
·
Педагогическая диагностика на начало проекта.
·
Разработка перспективного планирования с детьми и
родителями.
·
Организация предметно – развивающей среды
2 этап. Познавательно-творческий (практический)
·
Реализация перспективного плана работы с детьми учетом
интеграции образовательных областей.
3 этап. Заключительный
·
Создание картотеки опытов и экспериментов.
·
Проект «Царство трех ветров»
·
Педагогическая диагностика на конец проекта.
Перспективный план работы над проектом 2021 – 2022 гг.
МЕСЯЦ |
ВИД ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ |
ТЕМА |
ЦЕЛИ |
|
ОКТЯБРЬ |
Беседа
рассказ |
Экскурсия в детскую лабораторию |
Повышение интереса к исследовательской деятельности. |
|
Познавательное видео. |
Волшебные стеклышки |
Познакомить детей с приборами для наблюдения |
||
ООД |
Свойства
веществ |
Формирование представлений о свойствах веществ. |
||
Опыт |
Строение
веществ |
Расширение
представлений о строении знакомых веществ |
||
НОЯБРЬ |
Опыт |
Растворяются, не растворяются |
Познакомить детей с таким свойством, как
растворимость. |
|
Опыт |
«Знакомство со свойствами воздуха» |
Расширять представления детей о значимости воздуха в
жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности
при проведении экспериментов. |
||
Беседа |
«Органы
дыхания» |
Расширить знания у дошкольников об органах дыхания
человека. |
||
ООД |
«Воздух
невидимка» |
Расширять знания о воздухе. |
||
ДЕКАБРЬ |
Опыт |
«Крепкий
спичечный коробок» |
|
|
Опыт |
«Где
теплее» |
Выявить
что теплый воздух легче холодного. |
||
Опыт |
«Воздух
под водой» |
Выявить
что воздух легче воды, имеет силу. |
||
Подвижная игра |
«Поймай
воздух» |
Закреплять знания о воздухе в процессе игры. |
||
ЯНВАРЬ |
Познавательный мультфильм |
Союзмультфильм«Ветерок»
|
Закрепить знание о ветре. |
|
|
Опыт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опыт |
«Царство
трех ветров» |
Рассказать детям о царстве трех ветров. Показать зависимость состояния ветра от скорости. |
|
|
Д/игра |
«Ветерок» |
Обучение плавному свободному выдоху;
активизация губных мышц. |
|
ФЕВРАЛЬ |
ООД |
«Бумага и
ее свойства» |
Познакомить с разными видами
бумаги; познакомить детей со свойствами бумаги; формировать навык выполнения
правил техники безопасности при проведении экспериментов. |
|
|
Опыт |
«Какая бывает бумага?» |
Помочь детям с помощью
разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает разных
цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая. |
|
|
Опыт |
«Послушай, как шуршит бумага» |
Закрепить
знания детей о бумаге и ткани, их свойствах. |
|
|
Опыт |
«Сгибание листов бумаги» |
Закреплять умения детей производить действия с
бумагой, развивать обследовательские действия и уметь устанавливать
причинно–следственные связи. |
|
МАРТ |
Опыт |
«Легко ли рвется бумага?» |
Расширять представления детей о
свойствах бумаги, закреплять умения делать выводы. |
|
|
Опыт |
«Тонет –
не тонет» |
Расширять представления детей о
свойствах бумаги. |
|
|
Опыт |
«Видно ли
сквозь бумагу?» |
Побуждать самостоятельно, добывать
знания о свойствах бумаги. |
|
|
Презентация |
«Бумага и
её свойства» |
Закрепить знания детей о бумаге |
|
АПРЕЛЬ |
Заключительный этап |
|
Сформировать картотеку опытов и экспериментов. |
Вывод:Мы пришли к
выводу что, развитие исследовательских способностей дошкольников через новые
педагогические технологии – такие как проектная деятельность, в образовательной
практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности -
это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно
соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Данная работа
еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная
деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми
необходимых навыков и умений. Эксперименты позволяют объединить все виды
деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость
ума, развивают стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не
стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
Дальнейшее использование
разработанной и предложенной модели позволит нам совершенствовать
исследовательскую активность дошкольников и определить дальнейшие шаги в
развитии детей и взаимодействии с родителями. Включение методов
исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое
проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа
воспитателей, родителей и педагога-психолога способствуют качественной
подготовке детей к обучению в школе.
Процесс познания, освоение
новых знаний очень важны для нас, поэтому считаем, что в детском саду и в семье
не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием,
ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с
миром, в котором им предстоит жить!
Литература:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6
лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ
«Учитель», 2004 г
2. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты
для детей от 3 до 7 лет. Автор-составитель: Зубкова Н. М. – С-Пб. : Речь, 2006
г.
3.Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание
дошкольника». – 2004 г.
4.Дыбина
О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников
/Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина.–М.: ТЦ «Сфера», 2005.
5. Иванова А. И. Методика организации экологических
наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных
учреждений. – М. : ТЦ «Сфера», 2003 г.
6. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и
эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова
– М.: ТЦ «Сфера», 2004.
7. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! –
М.: «Линка-Пресс», 2004 г.
8. Организация экспериментальной деятельности
дошкольников: Методические рекомендации, под общей редакцией Прохоровой Л. Н. – 3-е
издание, исправленное и дополненное. М.: АРКТИ, 2005 г.
9. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей
дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
10. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей
старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
Поделиться в социальных сетях:
Проект. "Царство трех ветров"



